Понедельник, 20.05.2024, 07:06
HUKER.ucoz.com
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Assembler [1]
Perl [0]
Pascal [0]
Object Pascal [0]
BASIC [0]
Delphi [0]
C/C++/C# [0]
ActionScript [0]
Java [0]
JavaScript [0]
Objective-C [0]
Parser [0]
PowerBASIC [0]
PureBASIC [0]
Python [1]
Scheme [0]
SQL [0]
Visual BASIC [0]
Visual Basic .NET(VB.NET) [0]
О программировании [2]
Форма входа
Опрос
Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 352
Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Программирование.Языки программирования » Assembler

Ассемблер

Assembler — язык программирования низкого уровня, представляющий собой формат записи машинных команд, удобный для восприятия человеком.

Команды языка ассемблера один в один соответствуют командам процессора и, фактически, представляют собой удобную символьную форму записи (мнемокод) команд и их аргументов. Также язык ассемблера обеспечивает базовые программные абстракции: связывание частей программы и данных через метки с символьными именами и директивы.

Директивы ассемблера позволяют включать в программу блоки данных (описанные явно или считанные из файла); повторить определённый фрагмент указанное число раз; компилировать фрагмент по условию; задавать адрес исполнения фрагмента, менять значения меток в процессе компиляции; использовать макроопределения с параметрами и др.

Каждая модель процессора, в принципе, имеет свой набор команд и соответствующий ему язык (или диалект) ассемблера.


Достоинства и недостатки

  • минимальное количество избыточного кода (использование меньшего количества команд и обращений в память). Как следствие — большая скорость и меньший размер программы
  • большие объемы кода, большое число дополнительных мелких задач
  • плохая читабельность кода, трудность поддержки (отладка, добавление возможностей)
  • трудность реализации парадигм программирования и любых других сколько-нибудь сложных конвенций, сложность совместной разработки
  • меньшее количество доступных библиотек, их малая совместимость
  • непосредственный доступ к аппаратуре: портам ввода-вывода, особым регистрам процессора
  • возможность написания самомодифицирующегося кода (т.е. метапрограммирования, причем без необходимости программного интерпретатора)
  • максимальная «подгонка» для нужной платформы (использование специальных инструкций, технических особенностей «железа»)
  • непереносимость на другие платформы (кроме двоично совместимых).

Синтаксис

Общепринятого стандарта для синтаксиса языков ассемблера не существует. Однако, существуют стандарты де-факто — традиционные подходы, которых придерживаются большинство разработчиков языков ассемблера. Основными такими стандартами являются Intel-синтаксис и AT&T-синтаксис.

Общий формат записи инструкций одинаков для обоих стандартов:

`[метка:] опкод [операнды] [;комментарий]`

Опкод — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.). В качестве операндов могут выступать константы, названия регистров, адреса в оперативной памяти и пр.. Различия между стандартами Intel и AT&T касаются, в основном, порядка перечисления операндов и их синтаксиса при различных методах адресации.

Используемые мнемоники обычно одинаковы для всех процессоров одной архитектуры или семейства архитектур (среди широко известных — мнемоники процессоров и контроллеров Motorola, ARM, x86). Они описываются в спецификации процессоров.

Например, процессор Zilog Z80 наследовал систему команд Intel i8080, расширил ее и поменял мнемоники (и обозначения регистров) на свой лад. Например, сменил интеловские mov на ld. Процессоры Motorola Fireball наследовали систему команд Z80, несколько её урезав. Вместе с тем, Motorola официально вернулась к мнемоникам Intel. и в данный момент половина ассемблеров для Fireball работает с интеловскими мнемониками, а половина с мнемониками Zilog.

Директивы

Кроме инструкций, программа может содержать директивы: команды, не переводящиеся непосредственно в машинные инструкции, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого компилятора (порождая диалекты языков в пределах одного семейства архитектур). В качестве набора директив можно выделить:

  • определение данных (констант и переменных)
  • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла
  • задание режима работы компилятора
  • всевозможные абстракции (т.е. элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации парадигмы процедурного программирования) до условных конструкций и циклов (для парадигмы структурного программирования)
  • макросы

Происхождение и критика термина «язык ассемблера»

Данный тип языков получил свое название от названия транслятора (компилятора) с этих языков — ассемблера (англ. assembler — сборщик). Название последнего обусловлено тем, что на первых компьютерах не существовало языков более высокого уровня, и единственной альтернативой созданию программ с помощью ассемблера было программирование непосредственно в кодах.

Язык ассемблера в русском языке часто называют «ассемблером» (а что-то связанное с ним — «ассемблерный»), что, согласно английскому переводу слова, неправильно, но вписывается в правила русского языка. Однако, сам ассемблер (программу) тоже называют просто «ассемблером», а не «компилятором языка ассемблера» и т. п.

Использование термина «язык ассемблера» также может вызвать ошибочное мнение о существовании единого языка низкого уровня, или хотя бы стандарта на такие языки. При именовании языка, на котором написана конкретная программа, желательно уточнять, для какой архитектуры она предназначена и на каком диалекте языка написана.

Элементы синтаксиса:

Комментарий до конца строки; или !
Регистрозависимостьнет
Последовательностьконец строки

Категория: Assembler | Добавил: Huker-Admin (12.12.2011)
Просмотров: 1533 | Теги: Ассемблер, Assembler, язык ассемблера | Рейтинг: 5.0/2
Copyright HUKER.ucoz.com © 2024-2012
Облако тегов
измерение скорости

Я.Интернет. Измерьте вашу скорость.